Основная образовательная программа

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Дата утверждения
30 августа 2021 г.
Языки на которых осуществляется обучениерусский
Уровень образованиядошкольное образование
Нормативный срок обучения5 лет
Форма обученияочная
  

     ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального МБДОУ «Детский сад № 23 «Ласточка» г. Евпатории Республики Крым» (далее Программа) является нормативно управленческим документом и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования), организацию образовательной деятельности и обеспечивает построение целостного педагогического процесса. Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому; достижение воспитанниками готовности к школе.

Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Режим работы МБДОУ представляет годовой цикл: с сентября по май – воспитательно — образовательная работа; с июня по август – летняя оздоровительная работа. Пятидневная рабочая неделя с 12 часовым пребыванием детей с 7.00 до 19.00 часов. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.

Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.

В МБДОУ функционируют следующие возрастные группы:

  • для детей от 2 до 3 лет (группа раннего возраста);
  • для детей от 3 до 4 лет (младшие группы);
  • для детей от 4 до 5 лет (2 средние группы);
  • для детей от 5 до 6 лет (старшие группы);
  • для детей от 6 до 7 лет (подготовительные к школе группы).

Содержание Программы и организация образовательного процесса учитывают возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МБДОУ

Общий состав групп:6

Количество детей: 151

Образовательный процесс в МБДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ – русском. МБДОУ могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ.

Срок реализации образовательной программы: 5 лет.

Программу реализуют педагогические работники (по штатному расписанию):

Заведующий – 1

Старший воспитатель – 1

Воспитатели – 11

Музыкальный руководитель – 1

Инструктор по физической культуре- 1

Педагог-психолог-1 

Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей от 2 до 7 лет вплоть до прекращения образовательных отношений. Составляющие Программы обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, служат механизмом реализации ФГОС ДО и раскрывают принципы, методы, приемы и порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Настоящая Программа разработана и утверждена организацией в соответствии с ФГОС ДО. Обязательная часть программы разработана на основе Инновационной дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. программы Комаровой, Э.М. Дорофеевой 2021 год – Издание шестое (инновационное), доп.- М.МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2021- образования «От Васильевой  с 368. и Примерной общеобразовательной программы дошкольного рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. год (так как инновационное издательство программы не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их.) с включением парциальных программ: 1.Регинальная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек».

 Цель и задачи деятельности МБДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МБДОУ, реализуемой образовательной программой МБДОУ с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально — культурных традиций». Эта цель является главной целью программы «От рождения до школы».

Реализация Программы направлена на:

— создание ПДР (пространство детской реализации)

-поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка;

— создание условий для самореализации ребенка;

— создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;

— обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;

— ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально — комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

— обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий;

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального — обеспечение равных возможностей для благополучия; период дошкольного детства независимо от полноценного развития каждого ребенка в места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности деятельности; и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной — обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;

— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Все части Программы являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Программа реализуется в течение пяти лет пребывания детей в МБДОУ.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

— нормативно-правовой базы МБДОУ,

— образовательного запроса родителей,

— видовой структуры групп,

— выходом примерных основных образовательных программ.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо в отношениях друг с другом, необходимо видеть друг в друге полноправных партнеров и сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

— изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

 — знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

 — информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

— создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

— привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе, Республике;

— поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Виды взаимоотношений МБДОУ с семьями воспитанников:

Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы на общих родительских собраниях, итоговых конференциях, интернет сайте с анализом участия родительской общественности в жизни;
  • ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

      Основная образовательная программа ДО МБДОУ