ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Дата утверждения | 30 августа 2021 г. |
Языки на которых осуществляется обучение | русский |
Уровень образования | дошкольное образование |
Нормативный срок обучения | 5 лет |
Форма обучения | очная |
ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального МБДОУ «Детский сад № 23 «Ласточка» г. Евпатории Республики Крым» (далее Программа) является нормативно управленческим документом и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования), организацию образовательной деятельности и обеспечивает построение целостного педагогического процесса. Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому; достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Режим работы МБДОУ представляет годовой цикл: с сентября по май – воспитательно — образовательная работа; с июня по август – летняя оздоровительная работа. Пятидневная рабочая неделя с 12 часовым пребыванием детей с 7.00 до 19.00 часов. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.
Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.
В МБДОУ функционируют следующие возрастные группы:
- для детей от 2 до 3 лет (группа раннего возраста);
- для детей от 3 до 4 лет (младшие группы);
- для детей от 4 до 5 лет (2 средние группы);
- для детей от 5 до 6 лет (старшие группы);
- для детей от 6 до 7 лет (подготовительные к школе группы).
Содержание Программы и организация образовательного процесса учитывают возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МБДОУ
Общий состав групп:6
Количество детей: 151
Образовательный процесс в МБДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ – русском. МБДОУ могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ.
Срок реализации образовательной программы: 5 лет.
Программу реализуют педагогические работники (по штатному расписанию):
Заведующий – 1
Старший воспитатель – 1
Воспитатели – 11
Музыкальный руководитель – 1
Инструктор по физической культуре- 1
Педагог-психолог-1
Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей от 2 до 7 лет вплоть до прекращения образовательных отношений. Составляющие Программы обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, служат механизмом реализации ФГОС ДО и раскрывают принципы, методы, приемы и порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Настоящая Программа разработана и утверждена организацией в соответствии с ФГОС ДО. Обязательная часть программы разработана на основе Инновационной дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. программы Комаровой, Э.М. Дорофеевой 2021 год – Издание шестое (инновационное), доп.- М.МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2021- образования «От Васильевой с 368. и Примерной общеобразовательной программы дошкольного рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. год (так как инновационное издательство программы не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их.) с включением парциальных программ: 1.Регинальная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек».
Цель и задачи деятельности МБДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МБДОУ, реализуемой образовательной программой МБДОУ с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально — культурных традиций». Эта цель является главной целью программы «От рождения до школы».
Реализация Программы направлена на:
— создание ПДР (пространство детской реализации)
-поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка;
— создание условий для самореализации ребенка;
— создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
— обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
— ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально — комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
— обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий;
— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального — обеспечение равных возможностей для благополучия; период дошкольного детства независимо от полноценного развития каждого ребенка в места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности деятельности; и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной — обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;
— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Все части Программы являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Программа реализуется в течение пяти лет пребывания детей в МБДОУ.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
— нормативно-правовой базы МБДОУ,
— образовательного запроса родителей,
— видовой структуры групп,
— выходом примерных основных образовательных программ.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо в отношениях друг с другом, необходимо видеть друг в друге полноправных партнеров и сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
— изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
— знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
— информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
— создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
— привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе, Республике;
— поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Виды взаимоотношений МБДОУ с семьями воспитанников:
Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы на общих родительских собраниях, итоговых конференциях, интернет сайте с анализом участия родительской общественности в жизни;
- ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Основная образовательная программа ДО МБДОУ